ПОСОЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ПОЛЬША
Телефон: +48(22) 621-34-53
Факс: +48(22) 625-30-16
/
ru pl
29 февраля / 2024

О ситуации вокруг Украины

Первопричины конфликта вокруг Украины. Нынешняя ситуация возникла не вчера и является прямым следствием исторического противостояния России и Запада, стремления стран НАТО нанести нам стратегическое поражение, устранить Россию как самостоятельную державу с политической карты мира. Одновременно ими ставилась цель разрушить единое историческое, экономическое и духовное пространство бывшего Советского Союза и Российской Империи, разорвать многовековые связи наших народов. Украина в этом контексте является лишь инструментом в руках наших врагов и одновременно плацдармом, с которого предпринимаются шаги по нанесению России ущерба. Любые попытки стран Запада преподнести нынешний кризис как двусторонний конфликт между Россией и Украиной лицемерны и не соответствуют действительности.

Роль стран «коллективного Запада». Сегодня боевые действия против России осуществляются практически полностью за счет финансовой и военной поддержки Киева Западом. С начала проведения СВО общий объем его помощи Киеву превысил 200 млрд долларов (для сравнения: гуманитарная помощь Вашингтона всему африканскому континенту в 2023 г. составляет 4 млрд долларов). Наращиваются поставки Украине вооружения и военной техники, включая снаряды с обедненным ураном и кассетные боеприпасы, которые относятся к негуманным видам оружия и являются существенной угрозой мирному населению и экологии района, в том числе сельскохозяйственным угодьям. Несмотря на то, что здравомыслящие элиты в недружественных странах все больше осознают бесперспективность финансовых вливаний в Украину и невозможность ее победы на поле боя, США и их сателлиты продолжают всемерно способствовать дальнейшей эскалации конфликта. Они активно вкладываются в подготовку украинских военных, содействуют вербовке иностранных наемников, которые стекаются на Украину из «горячих точек» мира, осуществляют регулярную поставку разведданных, включая информацию со спутников и самолётов-разведчиков стран НАТО.

Киевский режим предпринимает террористические атаки на гражданские и социальные объекты на территории России, в результате которых имеются убитые и раненые. Отсутствие осуждения со стороны западных стран и международных организаций этих противоправных акций способствует их дальнейшему расширению, а официальные лица Украины называют нацеленные на убийство безоружных мирных людей теракты «законным, логичным и эффективным шагом».

О перспективах урегулирования. Россия никогда не отказывалась от политико-дипломатического решения украинского кризиса, о чем заявляла неоднократно. Вместе с тем, очевидно, с нынешним киевским режимом и его спонсорами на Западе вряд ли можно достичь сколь-либо серьезных договоренностей. Продолжает действовать установленный В.Зеленским 30 сентября 2022 г. юридически оформленный самозапрет на ведение переговоров с руководством России.

Не ожидаем от западных стран, объявивших своей целью нанесение стратегического поражения России, каких-либо конструктивных инициатив, отвечающих нашим интересам.

Киевский режим и его кураторы продолжают продвигать так называемую «формулу мира» В.Зеленского, которая, по сути, является набором его ультимативных пожеланий и фактически требует капитуляции России. Нас хотят заставить уйти с освобожденных территорий, бросить на растерзание украинских нацистов русских людей, проголосовавших за воссоединение со своей Родиной. Пытаются привлечь Россию к трибуналу и конфисковать её законные активы, хранившиеся в западных банках.

Для продвижения «формулы» англосаксами был создан т.н. «копенгагенский формат». Он оказался нежизнеспособен и не справился с решением главной задачи ‑ расширить антироссийскую коалицию за счёт стран Глобального Юга и Востока.

Вместе с тем киевский режим и его западные хозяева не отказываются от дальнейших усилий по продвижению «формулы» Зеленского, которая, помимо прочего, служит ширмой для продолжения боевых действий, помогает узурпировать право на мирные инициативы, препятствует продвижению разумных предложений других стран, мешая, по сути, любым мирным процессам. Именно поэтому они продолжают настаивать на созыве «мирного саммита» для выработки совместного «ультиматума» России, повышении уровня «рабочих групп» по отдельным пунктам «формулы» и проведения их заседаний не только в Киеве на уровне послов, но и в других столицах. Такие ультиматумы не могут служить основой процесса урегулирования.

Устойчивое и справедливое урегулирование возможно только в том случае, если киевский режим прекратит боевые действия и террористические атаки, а его западные спонсоры – накачивание ВСУ вооружениями. Должны быть подтверждены изначальные основы суверенитета Украины – ее нейтральный, внеблоковый и безъядерный статус; признаны новые территориальные реалии, сложившиеся в результате осуществления жителями новых российских регионов закрепленного в Уставе ООН права на самоопределение; обеспечены демилитаризация и денацификация Украины, права ее русскоязычных граждан и национальных меньшинств. Реализация этих элементов в полной мере отвечает международному миру и безопасности, за которые и борется Россия.

Серьёзным вызовом безопасности России является нарушение стратегического баланса в Европе со стороны НАТО, приближение альянса к российским границам и игнорирование наших интересов в сфере безопасности. И, соответственно, главным итогом переговорного процесса должно стать установление мира в Европе, создание новой системы региональной безопасности, формирование неконфронтационных отношений между Россией и НАТО. В декабре 2021 г. мы подготовили и направили западным странам соответствующие предложения, однако они были проигнорированы.

Вместе с тем следует понимать, что противостоящий России коллективный Запад сегодня находится в меньшинстве. Как заявил Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации Н.П.Патрушев, военная операция на Украине формирует новый феномен «мирового большинства», в рамках которого многие страны мира демонстрируют готовность к самостоятельному развитию, отстаиванию национальных интересов и независимости от США и других стран Запада. «Победа России над коллективным Западом на Украине станет мощным импульсом для дальнейшего изменения глобального баланса сил в пользу отношений взаимного уважения и равноправного диалога, утверждения полицентричного миропорядка, основанного на культурно-цивилизационном многообразии мира».

О посреднических инициативах. Россия высоко ценит стремление стран Глобального Юга способствовать политико-дипломатическому выходу из украинского кризиса. Китай, Бразилия, ряд африканских государств уже продемонстрировали глубокое понимание первопричин украинского конфликта, его геополитического значения, а также необходимости учета интересов России. В их предложениях много рациональных положений, которые Москва поддерживает. Среди них – приверженность международному праву, отказ от ментальности «холодной войны», недопустимость односторонних санкций.

О новых политико-территориальных реалиях. Исходя из соотношения принципов равноправия и самоопределения народов и территориальной целостности, закрепленного в Декларации Генассамблеи ООН 1970 г. «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН» (все обязаны уважать терцелостность государств, чьи правительства признают право народов на самоопределение и представляют все население, проживающее на соответствующей территории), понятие «Украина в границах 1991 г.» утратило смысл.

В результате государственного переворота 2014 г. украинская государственность начала строиться на нацистском нарративе отрицания всего русского, в т.ч. самобытности, культуры и традиций населения обширных территорий юга и востока страны. Последовательно попирались, в том числе с применением силы, его права и игнорировались его интересы. Украинское государство фактически отказалось считать жителей Крыма, Донбасса и Юго-Востока полноценной частью украинского народа.

Тем самым был нанесен необратимый удар по территориальной целостности Украины в границах 1991 г. Не было бы организованного США и их сателлитами переворота – не сложились бы условия для возникновения на ее территории самостоятельных образований. Последние выступили за независимость от расистского режима и добивались ее признания в порядке реализации права народов на самоопределение, в условиях, когда пришедшие к власти в Киеве путчисты не могли в какой-либо степени претендовать на то, что они представляют интересы жителей территорий, категорически отказавшихся принять результаты госпереворота.

Население Крыма и Севастополя реализовало право на самоопределение на референдумах, проголосовав за решение об отделении от Украины и вступлении в состав России. Донецк и Луганск были признаны в Минских соглашениях сторонами политического процесса, а наличие у них права на самоопределение вытекает из положений минского «Комплекса мер» об особом статусе ДНР и ЛНР. Аналогичные процессы имели место в Херсонщине и Запорожье и привели к их самоопределению в результате референдумов уже в 2022 г.

Минский «Комплекс мер», одобренный Советом Безопасности ООН в резолюции 2202, давал шанс восстановить территориальную целостность Украины (без Крыма). Однако он был упущен из-за сознательного саботажа Киевом и западными «гарантами» ‑ ФРГ и Францией: А.Меркель, Ф.Олланд и П.Порошенко открыто и даже с гордостью признались, что не собирались выполнять документ и что он был нужен, исключительно чтобы выиграть время для накачивания Киева оружием против России.

Таким образом, по состоянию на 24 февраля 2022 г. на пространствах бывшей УССР уже длительное время шли внутренние процессы распада украинского государства, географические параметры которого были размыты и не имели общепризнанных очертаний, особенно в свете срыва выполнения резолюции СБ ООН 2202. Следовательно, требование «уважения территориальной целостности» с учетом всех фактов и обстоятельств оказалось обесцененным по вине спонсоров киевского режима, свергнувших законного президента Украины в феврале 2014 г.

Февраль 2024 года